Классный час на тему «Холокост – память поколений»

Цель: ознакомление  обучающихся с трагедией еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 

- пробудить в ребятах чувство неравнодушия и боли за безвинно погибших людей разных национальностей;

- воспитывать стремление жить в мире, добрососедстве и дружбе с  представителями других культур;

-показать  важность  толерантного поведения человека как условия существования и развития общества.

    Наша сегодняшняя встреча не случайно  началась со стихотворения Фридриха Золотковского «Бабий Яр. Память», которое раскрывает страшные события одной из самых известных трагедий XX века  - преднамеренной попытке полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшей  к уничтожению более 6 000 000 евреев. 

Тема нашего классного часа: «Холокост – память поколений».

Кто знает, что означает слово «холокост»? 

Возможно,  некоторые из вас впервые слышат слово «холокост» и не знают его значения. Я предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию «Что такое Холокост»? После чего ответить на ряд моих вопросов.

Холокост (от греческого holocaustos- сожженный целиком)- гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

Холокост отличается от остальных известных в  истории случаев массовых убийств людей по масштабу преступлений и  по изощренности убийств.

Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих, душевно больных и не трудоспособных. 

В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относились, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам».

Немецкие лагеря смерти во время Второй мировой войны находились в границах территории современной Республики Польша. Самым большим концлагерем стал "Аушвиц". 

Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима были дети; подростки не старше 18 лет составили около 234 тыс.

Большинство узников отправлялось в газовые камеры в течение нескольких часов после прибытия в лагерь. Другие отправлялись на рабскую работу на промышленные  предприятия. А некоторые стали жертвами различных медицинских экспериментов.

Холокост  был и на территории Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев  использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. 

Со временем Бабий Яр стал самым крупным кладбищем Европы — здешняя земля хранит память о 200тысячах человек. 

Международный день памяти жертв Холокоста - 27 января (в этот день в 1945 г. были освобождены узники Аушвица).

Вопросы учащимся после просмотра презентации: 

1. Дайте определение что такое «Холокост»? 

2. Кто, по мнению нацистов должен быть порабощен или уничтожен? 

3. Где географически располагались немецкие лагеря смерти? 

4. Как назывался самый большой концлагерь? 

5. Были ли дети в числе пленных? 

6. Что происходило с теми, кто попадал в подобные лагеря? 

7. Как называлось место на территории СССР, где проявил себя Холокост? 

8. Кого числа международный день памяти жертв Холокоста?  

9. Какое количество людей погибло за время существования Холокоста?


Рассказ девочки из Белостока

Воспоминания десятилетней девочки Доры Шифриной записаны старательным почерком школьницы в разлинованной тетрадке. Она пишет: "В доме, где мы жили, на моих глазах расстреляли около 20 мужчин: увидев это, я схватила маленькую сестричку и брата и полетела к дяде, который жил недалеко от нас. Это произвело на меня ужасное впечатление. Крики и вопли матерей и плач маленьких детей были ужасны. Просто жалость охватывала, когда смотрела на эту картину. Весь дом и все, что мы имели, сгорело. Поселились временно у дяди. Немцы страшно свирепствовали. Очень много евреев убили, только на нашем и на соседнем дворе они убили 75 человек. 16000 забрали будто бы на работу, сказали, чтобы внесли контрибуцию, тогда отпустят, но никого не выпустили, а всех убили и сожгли...

Когда всюду горело и начала гореть также синагога, варвары-немцы хватали евреев мужчин, женщин, детей и стариков и бросали их живьем в синагогу".

          Не удалось спастись и родителям Доры Шифрин. Они были убиты на ее глазах. Десятилетняя девочка это помнит. Она не забудет это никогда.

Вопрос к документу: Какие события и впечатления описывает десятилетняя девочка?

Что же такое толерантность и почему она важна в современном мире?

      Об этом важно помнить, чтобы этого больше не повторилось. Об этом надо помнить, потому что то и дело появляются неофашистские организации, проповедующие  национальную и расовую нетерпимость.   Надо уметь жить с другими народами как добрые соседи, не навязывать им свои взгляды и обмениваться достижениями культуры.

Чем дальше от нас события Холокоста, тем больше сил требуется, чтобы помнить о  миллионах убитых за то, что они были евреи, цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

 «Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку. Ибо, как сказал первый президент российского Центра "Холокост" Михаил Яковлевич Гефтер:

"Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех".


Источник: Васильев В.И.